« Апрель 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Чтение – вот лучшее учение.
Чтение один из базовых навыков, который является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Это более поздний и сложный вид, чем устная речь и формируется на ее основе. Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Именно оно формирует у детей знания о жизни общества и природы и обеспечивает идейное и нравственное воспитание детей. Огромное значение чтение имеет для развития речи детей, которая, обогащаясь через книгу, становится более содержательной и логичной.
Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности младшего школьника. Трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).
Чтение - не только важнейший вид умственно речевой деятельности, но и сложный комплекс умений и навыков, состоящий из ряда операций. Достаточно полно навык чтения может характеризовать совокупность нескольких его параметров: способ (побуквенное, слоговое, либо чтение целыми словами); скорость (1 класс 25-30 слов в минуту, 2 класс 40 – 50 слов, 3 класс 65 – 75 слов, 4 класс 85 – 95 слов на конец учебного года); правильность; автоматизированность (так называемая беглость) и понимание прочитанного. В 3-ем классе большинство учащихся завершают овладение слитным чтением целыми словами, а к 5-ому классу происходит автоматизация навыка, и чтение становится беглым и выразительным.
Этапы усвоения навыка:
1 этап - овладение звукобуквенными обозначениями.
2 этап – послоговое чтение, понимание отстает от произношения.
3 этап - единицей чтения является слово, а понимание приближается к произношению.
4 этап автоматизированного (беглого) чтения - единицей чтения является словосочетание, предложение или абзац, а понимание опережает произношение.
Условия, необходимые для успешного овладения навыком чтения:
1. сформированность устной речи;
2. сформированность фонематического анализа (выделение звуков из речи);
3. сформированность фонематического восприятия (различения звуков);
4. достаточное развитие пространственных представлений (лево – право, верх – низ, большой – маленький, на, под, за, около, рядом и т.п.);
5. сформированность зрительной памяти (возможность запоминания образа букв);
6. сформированность зрительного анализа и синтеза (определение сходства и различия букв);
На логопедические пункты часто направляют детей, которые не могут овладеть письмом и чтением в течение двух-трех лет обучения в школе. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться, негуманитарный склад ума и т.п. В ряде случаев родители правы, но, подчас, за этим стоят более серьёзные вещи: интеллектуальные, физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы.
Трудности в овладении навыками письма и чтения логопеды называют дисграфией и дислексией. Дисграфии и дислексии присутствуют не только у детей с интеллектуальной недостаточностью, но и у детей с нормальным интеллектом, имеющих или имевших в дошкольном возрасте речевые нарушения. Дисграфии и дислексии часто сопутствуют друг другу. Полностью устранить дисграфию и дислексию достаточно сложно, но это не значит, что не нужно работать над этим.
В настоящее время формы взаимодействия человека с компьютером стали составной частью образования. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, осуществить коррекцию нарушений письменной речи. Развитие навыков чтения будет более эффективным, если использовать игры, которые будут повышать интерес к этому сложному виду деятельности.
Компьютерные игры «Кубики», «Испорченный телевизор», «Светофор»
были разработаны в помощь будущим и сегодняшним первоклассникам на начальном этапе освоения навыка чтения. За первое полугодие были выявлены ученики так и не овладевшие навыком слитного и правильного послогового чтения, а в самом тяжелом случае, не усвоившие ни одной буквы. Необходимо было придумать какую-то «скорую помощь», способ запомнить первоначально минимальное количество букв, который дал бы детям возможность читать.
Так как игры предназначены для нечитающих детей, на первых двух слайдах идет звуковое пояснение. Чтобы приступить к выполнению заданий, подождите до автоматической смены слайда.
«Кубики»
В игре два типа заданий:
1. Сложить из «кубиков» слова по образцу.
В правом верхнем углу находится картинка с надписью. Слева несколько «кубиков» с буквами. Чтобы выполнить задание необходимо щелкнуть мышкой по нужным буквам. Буквы необходимо нажимать в порядке очередности написания в слове.
2. Прочитать слово и выбрать к нему из трех вариантов картинку
Чтобы выполнить задание, щелкните мышкой по правильной картинке.
Для игры использовались простые одно и двусложные слова-омонимы (слова различающиеся одной буквой).
«Испорченный телевизор»
Без развитого навыка звукового анализа читать не научишься. В процессе выполнения заданий необходимо будет слушать слова с первым пропущенным звуком. Угадать это слово и выбрать недостающую букву. То есть щелкнуть по ней мышкой.
«Светофор»
Слоговое чтение. Необходимо собрать слово из нескольких вариантов слогов. (Щелкнуть по ним мышкой по порядку.) Слова озвучиваются и сопровождаются картинкой.