Воскресенье, 28.04.2024, 03:05
Главная Новости Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 238
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Чтение – вот лучшее учение.

Чтение один из базовых навыков, который  является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Это более поздний и сложный вид, чем устная речь и формируется на ее основе. Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Именно оно формирует у детей знания о жизни общества и природы и обеспечивает идейное и нравственное воспитание детей. Огромное значение чтение имеет для развития речи детей, которая, обогащаясь через книгу, становится более содержательной и логичной.

Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности младшего школьника. Трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).

Чтение  - не только важнейший вид умственно речевой деятельности, но и сложный комплекс умений и навыков, состоящий из ряда операций. Достаточно полно навык чтения может характеризовать совокупность нескольких его параметров: способ (побуквенное, слоговое, либо чтение целыми словами); скорость (1 класс 25-30 слов в минуту, 2 класс 40 – 50 слов, 3 класс 65 – 75 слов, 4 класс 85 – 95 слов на конец учебного года); правильность; автоматизированность (так называемая беглость) и понимание прочитанного.  В 3-ем классе большинство учащихся завершают овладение слитным чтением целыми словами, а к 5-ому классу происходит автоматизация навыка,  и чтение становится беглым и выразительным.

Этапы усвоения навыка:

1 этап - овладение звукобуквенными обозначениями.

2 этап – послоговое чтение, понимание отстает от произношения.

3 этап - единицей чтения является слово, а понимание приближается к произношению.

4 этап автоматизированного (беглого) чтения -  единицей чтения является словосочетание, предложение или абзац, а понимание опережает произношение.

Условия, необходимые для успешного овладения навыком чтения:

1. сформированность устной речи;

2.  сформированность фонематического анализа (выделение звуков из речи);

3. сформированность фонематического восприятия (различения звуков);

4. достаточное развитие пространственных представлений (лево – право, верх – низ, большой – маленький, на, под, за, около, рядом и т.п.);

5. сформированность зрительной памяти (возможность запоминания образа букв);

6. сформированность зрительного анализа и синтеза (определение сходства и различия букв);

На логопедические пункты часто направляют детей, которые не могут овладеть письмом и чтением в течение двух-трех лет обучения в школе. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться, негуманитарный склад ума и т.п. В ряде случаев родители правы, но, подчас, за этим стоят более серьёзные вещи: интеллектуальные, физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы.

         Трудности в овладении навыками письма и чтения логопеды называют дисграфией и дислексией. Дисграфии и дислексии присутствуют не только у детей с интеллектуальной недостаточностью, но и у детей с нормальным интеллектом, имеющих или имевших в дошкольном возрасте речевые нарушения. Дисграфии и дислексии часто сопутствуют друг другу. Полностью устранить дисграфию и дислексию достаточно сложно, но это не значит, что не нужно работать над этим.

В настоящее время формы взаимодействия человека с компьютером стали составной частью образования. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи,  осуществить коррекцию нарушений письменной речи. Развитие навыков чтения будет более эффективным, если использовать игры, которые будут повышать интерес к этому сложному виду деятельности.

Компьютерные игры «Кубики», «Испорченный телевизор», «Светофор»

были разработаны в помощь будущим и сегодняшним первоклассникам на начальном этапе освоения навыка чтения. За первое полугодие были выявлены ученики так и не овладевшие навыком слитного и правильного послогового чтения, а в самом тяжелом случае, не усвоившие  ни одной буквы. Необходимо было придумать какую-то «скорую помощь», способ запомнить первоначально минимальное количество букв, который дал бы  детям возможность читать.

Так как игры предназначены для нечитающих детей, на первых двух слайдах идет звуковое пояснение. Чтобы приступить к выполнению заданий, подождите до автоматической смены слайда.

«Кубики»

В игре два типа заданий:

1. Сложить из «кубиков» слова по образцу.

В правом верхнем углу находится картинка  с надписью. Слева несколько «кубиков» с буквами. Чтобы выполнить задание необходимо щелкнуть мышкой  по нужным буквам. Буквы необходимо нажимать в порядке очередности написания в слове.

2. Прочитать слово и выбрать к нему из трех вариантов картинку

Чтобы выполнить задание, щелкните мышкой по правильной картинке.

Для игры использовались простые одно и двусложные слова-омонимы (слова различающиеся одной буквой).

 

«Испорченный телевизор»

Без развитого навыка звукового анализа читать не научишься. В процессе выполнения заданий необходимо будет слушать слова с первым пропущенным звуком. Угадать это слово и выбрать недостающую букву. То есть  щелкнуть по ней мышкой.

«Светофор»

Слоговое чтение. Необходимо собрать слово из нескольких вариантов слогов. (Щелкнуть по ним мышкой по порядку.) Слова озвучиваются и сопровождаются картинкой.